Автор Тема: Изначальный язык орстхойцев: нахский или иной?  (Прочитано 2668 раз)

Оффлайн Adam

  • Global Moderator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 374
  • Репутация: +11/-0
    • Просмотр профиля

Мужухоев М.Б., профессор, доктор исторических наук
"К ВОПРОСУ О ЯЗЫКЕ ОРСТХОЙЦЕВ"
Цитата: link=topic=74.msg174#msg174 date=1395731444
Одной из актуальных и сложных является проблема определения первоязыка орстхойцев - одной из вайнахских народностей, наряду с чеченцами и ингушами, распавшейся в результате колонизаторской политики царизма на Кавказе. Последняя нашла свое отчетливое выражение в уничтожении орстхойских сел, изъятии их исконных плоскостных земель и, как следствие, вынужденного переселения большей части орстхойского населения в далекую от родины Турцию во второй половине XIX века. Остатки этноса на Кавказе расселялись среди родственных чеченцев и ингушей. Сейчас сохранились самосознание и этническое название "орстхо", но ряд черт материальной и духовной культуры утеряно.

Что же представлял собой язык орстхойцев в прошлом?

Если обратиться к работам последних лет осетинских ученых, то по ним орстхойцы (карабулаки) этнически взаимосвязаны с нарт-орстхойцами эпических сказаний (воспринимаются как реальные жители северокавказских равнин), в период же средневековья являются прямыми наследниками первой волны ираноязычных алан на Кавказе и, следовательно, выступают в тот период носителями иранской речи.
Об этом пишут Ю. С. Гаглойти, Ю. А. Дзиццойты, В. С. Уарзиати, В. Х. Тменов и другие авторы. "От названия нарт-орстхойцев, - читаем, например, в работе Ю. А. Дзиццойты "Нарты и их соседи" (Владикавказ, 1992), - неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулаков - "орстхойцы", которые еще в прошлом веке сохраняли определенную этническую индивидуальность". И далее: "В вайнахских сказаниях род Орстхойцев характеризуется как род храбрецов, что соответствует характеристике рода Ахсартаггата в осетинских сказаниях".

Трудно согласиться с подобными утверждениями осетинских ученых, не подкрепленными должной аргументацией.
Орстхойцы (карабулаки) периода сложения на Кавказе первых нарт-орстхойских сказаний еще в первом тыс. до н. э. и в более позднее время пребывания здесь ираноязычных алан (средневековье), конечно же были нахоязычны. Они исторически являлись плоскостниками, жителями равнин и только при монголо-татарском нашествии XIII века оказались в горной зоне.

...если обощить высказывания ученых-языковедов о природе орстхойского языка, то основные выводы могут быть кратко сформулированы следующим образом.
Во-первых, язык орстхойцев является говором галанчожского диалекта чеченского языка.
Во-вторых, он сформировался в высокогорной Галанчожской котловине верховьев р. Гехи. Здесь же шло формирование мелхинского и лам-аккинского говора.
В-третьих, сам галанчожский диалект проявляет также особенности и ингушского языка, что объясняется самим территориальным расположением Галанчожской зоны, действительно в серединной части вайнахского ареала расселения.

Однако, вместе с тем, является ли орстхойский говор галанчожского диалекта, как определяют его специалисты, первоначальным языком орстхойцев, всех орстхойских тайпов?

Орстхойские тайпы мы прослеживаем в ущельях Фортанги и Аргуна, в высокогорном Галанчожском районе верховьев р. Гехи. Следовательно, говорить о каком-либо одном диалекте языка и его орстхойском говоре, наверное, не приходится.
Близкая и дальняя оторванность трех групп тайпов друг от друга, по всей вероятности, объясняется монголо-татарским нашествием на Кавказе, когда плоскостники-орстхойцы под давлением кочевников покидают свой исторические равнинные земли и проходят в ущелье гор. Их переметение в последующем идет и в самой горной зоне. Что это должно быть именно так говорит одно сохранившееся у всех тайпов по сегодняшний день этническое имя "орстхо".

Нет смысла, как мы видим, искать язык-основу в горной зоне. Следует, наверное, обратиться к периоду проживания орстхойских тайпов на плоскости, до монголо-татарского нашествия, до их массового прохождения в горы.

 ....возможно, следует обратить внимание на архаичные вайнахские слова, связанные с равнинными землями.

...фонема "ф" не свойственна нахским языкам, но она употребляется, она превнесена в язык. Где искать ее истоки? Наверное, на плоскости, местах первоначального проживания орстхойцев. Следовательно, наше внимание могут привлечь слова с данной фонемой, связанные с равниной. Это только один из примеров возможного поиска первоначального языка орстхойцев.

Итак, если говорить об орстхойском говоре галанчожского или какого-либо другого горного диалекта языка, то речь может идти только о вторичности, о трансформации плоскостного вайнахо-орстхойского языка в новых условиях гор. Этот процесс начался с монголо-татарского нашествия на Кавказ в XIII веке.
Орстхойский же язык - основа лежит на плоскости.
« Последнее редактирование: ёоЫм 10, 2015, 03:43:37 pm от Adam »

Оффлайн Adam

  • Global Moderator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 374
  • Репутация: +11/-0
    • Просмотр профиля
Re: Язык орстхойцев
« Ответ #1 : јРав 27, 2014, 04:45:28 pm »
Цитата: link=topic=80.msg187#msg187 date=1395927191
Волкова Н.Г., "Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа", Москва, 1974г.

В Восточной Чечне нередко приходилось встречаться с мнением, что орстхойцы — это народ, отличный от нохчий и населявший эти территории до прихода чеченцев из Нашаха. С таким представлением приходилось встречаться в селениях Хой, Харачой и др.
По рассказам хойцев, в их селении прежде жили орстхойцы (нарт-орстхойцы), потомками которых считают себя жители Хоя. По преданию, орстхойцы жили также возле сел. Харачой (Ичкерия). В представлении харачойцев, это были огромные богатыри, немусульмане и разговаривали они не по-вайнахски. Пришедший к ним из Нашаха Бойкуш женился на дочери орстхойца. От одного из его сыновей и произошли харачоевцы. Абдул-Вахаб Исламов (1870 года рождения), рассказавший это предание, отметил, что других орстхойцев он не знает.

Цитата: link=topic=80.msg190#msg190 date=1395928018
Крюков А., "Ингерманландские финны: проблема жизнеспособности этноса"

Главный этнический признак, за которым всегда признается безусловный приоритет – этническое самосознание.

Национальный язык считается наименее стойким из этнических признаков, в неблагоприятных условиях он утрачивается сравнительно легко.

Мы знаем целые народы, утратившие свой язык, но не утратившие национального самосознания.
Примером могут быть ирландцы, шотландцы, валлийцы (большинство представителей этих народов говорит только по-английски).
Мне возразят, что эти народы составляют большинство на своей этнической территории.
Назову примеры из нашего отечества: крымские татары – в значительной части утратившие свой язык; цыгане – все чаще говорящие между собой по-русски; евреи – забывшие идиш и не знающие иврита.

Процессы ассимиляции затрагивают, конечно, и эти народы – но существованию их ничто пока ещё не грозит. Этнической консолидации татар способствует конфронтация с окружающим населением, сохранности цыган способствует строгая эндогамия; у евреев есть мощные культурно-образовательные организации.

Вывод: сохранение языка не так важно для сохранения народа, как сохранение этнического самосознания.



Цитата: link=topic=67.msg146#msg146 date=1395645003

"...в период средневековья закавказским народам население Чечни было известно под именами «дзурдзуков», «дурдзуков» , а население Ингушетии — под именами «гилигвов», «глигви».
Современные грузинские исследователи также свидетельствуют, что в грузинских источниках для обозначения ингушей упоминается термин «глигви», который соответствует ингушскому «г1алг1а».
Впервые имена «дзурдзуки» и «глигви» упоминаются в грузинских хрониках XI в. (Леонтий Мровели) и сохраняются, особенно этноним «дзурдзук», вплоть до XVIII в.
Существует мнение, что этноним «дурдзук» в осмыслении позднейшего историка — Вахушти Багратиони — охватывает «всю группу нахских племен, выражая вместе с тем их общность».

Есть некоторые основания считать, что районы Чечни и Ингушетии тоже рано отпали от Грузии. Так, например, историк Вахушти утверждает, что «кахетинцы считают своими дзурдзуков, глигвов и кистин,
а они не ведают об этом с того времени, как отпали».
Косвенным образом об этом же свидетельствует и грузинский историк царевич Теймураз: «Кистины, галгаи и дурдзуки прежде говорили на грузинском языке и были христиане».

Крупнов Е., "Исторические известия об ингушах. Средневековая Ингушетия", Москва, 1971г.
« Последнее редактирование: °ТУгбв 30, 2015, 02:56:57 pm от Adam »

Оффлайн Adam

  • Global Moderator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 374
  • Репутация: +11/-0
    • Просмотр профиля
Re: Язык орстхойцев
« Ответ #2 : јРав 27, 2014, 04:46:58 pm »
Г. З. Анчабадзе, проф.
"ВАЙНАХИ", Тбилиси , 2001г.
Цитата: link=topic=67.msg146#msg146 date=1395645003
"По среднему течению Сунжи и на ее притоках проживали арштинцы, более известные в литературе под кумыкским названием — карабулаки.
Они с одной стороны граничили с ингушскими, а с другой – с чеченскими обществами.
Источники их относят то к чеченским, то к ингушским племенам; иногда же выделяют в самостоятельную ветвь вайнахского корня.
По-видимому, арштинский диалект занимал промежуточное положение между диалектами чеченского и ингушского языков".

"Нахско-дагестанские (северо-восточнокавказские) языки" [Northeast (Nakho-Dagestanian)],
г.Грозный, 1979г.
Цитата: link=topic=80.msg189#msg189 date=1395927928
"Ингушский язык [Ingush (Ghalghay, Ingus)] -
В результате сложных процессов смешения диалектов и говоров ингушского и чеченского языков (особенно сильно смешение проявлялось в галанчожском, орштхоевском и кистинском диалектах) ингушский язык как бы утратил диалектную дифференциацию, если не считать незначительных расхождений между говорами плоскостного диалекта, послужившего основой ингушского литературного языка".

«Орстхойцы своим языком, обычаями, территорией, находясь между чеченцами и ингушами, были сами по себе отдельным тухумом. Чеченцы, ингуши их оарстхой (ингуши), эрстхой, эрштхой, орстхой (чеченцы) называли. После пленения Шамиля большая часть орстхойцев была отправлена в Турцию. Оставшиеся разделились, между чеченцами и ингушами и слились с ними».
 
Доктор филологических наук К.З. Чокаев
(Наш язык - наша история. Грозный, 1991. С. 86-87).
« Последнее редактирование: ЅЮпСам 28, 2015, 01:43:33 am от Adam »

Оффлайн Adam

  • Global Moderator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 374
  • Репутация: +11/-0
    • Просмотр профиля


В. Кузьмин, архитектор-реставратор
"Скифы на Кавказе", журнал "Наука и жизнь",2007г.,№2
Цитата: link=topic=67.msg146#msg146 date=1395645003
"Кавказ - многослойный этнический коктейль, который в древности периодически взбалтывался кочевниками. Брызги его всегда летели в сторону гор и оставляли загадочные пятна.

Языковед второй половины XIX века Всеволод Федорович Миллер в своей основательной монографии "Осетинские этюды" отметил:

"В горы загонялись побежденные народы, не имея выхода ни на восток, ни на запад. Многие народы истощались в постоянной борьбе, гибли, и от языков их не осталось и следа…
 
Можно думать, что все современные мелкие народы, доживающие свой век в ущельях Кавказского хребта, представляют скудные остатки более крупных народов, некогда бродивших в степях и, быть может, известных древним и средневековым историкам и географам под иными именами".
« Последнее редактирование: ПЭТРам 11, 2016, 10:27:45 pm от Adam »

Оффлайн Adam

  • Global Moderator
  • Sr. Member
  • *****
  • Сообщений: 374
  • Репутация: +11/-0
    • Просмотр профиля
Re: Язык орстхойцев
« Ответ #4 : °ТУгбв 26, 2014, 12:39:39 pm »
Цитата: link=topic=80.msg539#msg539 date=1409004377
хьахєржандарг йāзздинарг мал ву???
"ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ",
Ю.Д.Дешериев 
http://tapemark.narod.ru/les/176c.html

http://chechen.org/archives/337


вайнахские языки
http://www.arslanbek.ru/monografii/sistema-glasnyh-ceceno-ingusskogo-azyka-1974/cast-i-sistema-glasnyh-cecenskogo-azyka
« Последнее редактирование: ЅЮпСам 29, 2016, 11:26:31 pm от Adam »

Оффлайн Галайн-Чјаж

  • Newbie
  • *
  • Сообщений: 1
  • Репутация: +10/-1
    • Просмотр профиля
Re: Изначальный язык орстхойцев: нахский или иной?
« Ответ #5 : ДХТаРЫм 02, 2017, 06:28:51 am »
Йоьххьийра "чеченский" йи "ингушский" йи фу йо̇харга ду аъ кхи̇йта ви̇йз, "галанчожский диалект" йо̇харга фу ду аъ кхи̇йт ви̇йз. Дуккха бола Мо̇ттачаша йа̇зздина гıа̇латтиє Хıамнаш дуккха ду вайнє̇ха Мє̇хкмєттанашаха лаьццана, шаьштта и Мєхкмє̇ттанаш дика до̇взаш аъ до̇цаша. Как можно писать "особенно сильно смешение проявлялось в галанчожском, орштхоевском и кистинском диалектах" если живущие бок о бок орстхойцы-галайцы говорят "фу йа̇х", а нашахойцы — "хıу ба̇х"?.. Билгала шаьштта цахо̇врга сиєнна йа̇зздо, цунаха кхи̇йташ ва̇ц-кх со..