«МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ОРСТХОЙЦЕВ»
(МОД ИКНО) к гражданам Республики Ингушетия и Чеченской Республики.
Уважаемые граждане Республики Ингушетия и Чеченской Республики!
15 августа 2012 года (в 22 ч. 21 мин.) на сайте livejournal.com, а также на других интернет-ресурсах, появилась статья под названием «Заявление Общественного движения орстхойского этноса», декларирующая следующее:
«Мы, представители орстхойского этноса, составляющие значительную часть вайнахов, считаем, что никто не вправе решать за нас вопросы размежевания территорий нашего исконного проживания. Любое решение, принятое без учета интересов и участия орстхойского этноса, будет нелегитимно. В настоящее время необходимо решать вопросы восстановления исторической справедливости в отношении орстхойского этноса, который распался в результате Кавказской войны ХIХ века.
Совет общественного движения «За возрождения орстхойского этноса»
Так вот, хотелось бы заявить, что 10 марта 2012 года в городе Карабулак Республики Ингушетия в здании школы № 2 состоялся съезд Общественного движения «За возрождение орстхойского этноса», где было официально решено организовать на его базе новое Межрегиональное общественное движение «Историко-культурное наследие орстхойцев». На съезде присутствовали представители орстхойского этноса из Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия-Алания, которые поддержали инициативу председателя Общественного движения «За возрождение орстхойского этноса» Акмурзаева Басхана Хасановича (возглавлял ОД «ЗВОЭ» с 1999 по 2012 гг), предложившего включить в повестку дня данный вопрос.
За создание Межрегионального общественного движения «Историко-культурное наследие орстхойцев» делегаты учредительного съезда проголосовали единогласно. Следовательно, с 10 марта 2012 года наша организация не издает и не публикует в сети интернет никакие статьи под эгидой ОД «ЗВОЭ». Поэтому мы оповещаем вас о том, что выше цитируемое заявление не имеет под собой юридическую силу…, тем более не может быть рассмотрено как «волеизъявление орстхойского этноса», так как оно исходит из уст частных лиц, а не членов органов управления имеющих отношения к исполкому «МОД ИКНО», утвержденного по волеизъявлению «орстхойского этноса». Для тех, кто не в курсе мы заявляем о том, что состав исполкома «МОД ИКНО» был избран и утвержден 10 марта 2012 года. Согласно волеизъявлению делегатов учредительного собрания, представлявшие собой интересы орстхойского этноса проживающего в Дагестане, Чечне, Ингушетии и Северной Осетии был утвержден следующий список органов управления «МОД ИКНО»:
Руководящий состав исполкома:
1. Председатель исполкома: Мержоев Исса Доламбекович
2. Первый зам. председателя исполкома: Акмурзаев Басхан Хасанович
3. Зам. председателя исполкома: Гандалоев ЗияудинАюбович
4. Зам .председателя исполкома: Даурбеков Джабраил Магомет-Гириевич
Члены исполкома:
1. Гандалоев Харун Эламарзович
2. Даурбеков Ахмет Салманович
3. Китиев Бембулат Темирсултанович
4. Мержоев Шимохан Ахметович
5. Сулейманов Абуязит Саварбиевич
6. Фаргиев Ахметхан Идрисович
Состав Контрольно-ревизионной комиссии:
1. Председатель Контрольно-ревизионной комиссии: Гандалоев Адам Ильясович
Члены Контрольно-ревизионной комиссии:
1. Даурбеков Дауд Азиевич
2. Мержо Муса Шамсудинович
Также был обсужден вопрос на повестке дня о регистрации «МОД ИКНО». В ходе обсуждения данного вопроса делегаты учредительного съезда возложили миссию регистрации «МОД ИКНО» на Мержоева Иссу Доламбековича - председателя исполкома. Состав делегатов учредительного собрания утвердил еще три подпункта, касаясь рабочей деятельности исполкома:
1. Регистрацию «МОД ИКНО» провести в Республике Ингушетия.
2. Головной офис и архивный центр «МОД ИКНО» расположить в городе Карабулак Республики Ингушетия, так как именно город Карабулак носит наименование орстхойского этноса.
3. Открыть филиалы «МОД ИКНО» в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Северной Осетии, с целью приобщения и пополнения участников, желающих вместе с нами развивать и возрождать духовно-нравственные ценности орстхойского этноса, который ещё с древнейших времен идет как связующее звено таких вайнахских народов как: гIалгIай, нохчий, аькхий, маьлхий, бацой.
Последние два пункта исполком «МОД ИКНО» смог в срок осилить. Однако, затянулся вопрос о регистрации «МОД ИКНО» на территории Республики Ингушетия. Причиной отказа в регистрации общественного движения стало то, что здесь идет речь об историко-культурном наследии орстхойцев. Хотелось бы узнать на основании, каких аспектов компетентные органы Республики Ингушетия отказывают в регистрации «МОД ИКНО», когда по всем параметрам гражданских прав дарованных нам в первую очередь конституцией РФ, отсутствуют статьи, запрещающие развивать материальную, духовную и социальную культуру народов многонациональной России. Надеемся, что данное открытое письмо сможет им хотя бы сейчас дать понять серьезность и легитимность деятельности «МОД ИКНО». Поэтому в целях укрепления межрегионального сотрудничества за счет наших представителей, а также граждан нашей страны, разделяющие цели и задачи нашего ДВИЖЕНИЯ, МЫ призываем авторов заявления «За возрождения орстхойского этноса» пополнить ряды участников «МОД ИКНО» и не поддаваться на провокации различных интернет - ресурсов. В течение 2012-2013 г.г. исполком «МОД ИКНО» планирует завершить следующую работу: запустить свой сайт и выпускать свои издания; проводить круглые столы с учетом возрождения вайнахской культуры; помогать в учебе и в обустройстве талантливой молодежи; разрешение конфликтных ситуаций; укреплять духовно-нравственный потенциал наших участников; стимулировать процесс социализации и создание гражданского общества; принимать активное участие в политической жизни наших братских северокавказских республик; развитие и закрепление наивысших ценностей вайнахской морали: « ИСЛАМ, ИМАН, БАРТ, ЯХЬ, ДЕНАЛ, ФАРАЛ, ЭХЬ, ЭЗДЕЛ»; действовать согласно уставу «МОД ИКНО».
Однако следует подчеркнуть, что на сегодняшний день члены исполкома «МОД ИКНО» игнорируются со стороны руководства Республики Ингушетия и Чеченской Республики, решая вопросы размежевания территорий исконного проживания орстхойского этноса создав свои комиссии, не включая законных представителей «МОД ИКНО» для разрешения территориальной тяжбы между Ингушетией и Чечней. Вот, например, ОБРАЩЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕХК-КХЕЛ К ЧЕЧЕНСКОМУ НАРОДУ И Р.А. КАДЫРОВУ от 28.08.2012 г. (13 ч. 00 мин) опубликованное на сайте ИНГУШЕТИЯ. РУ: «В настоящее время в средствах массовой информации, интернет - ресурсах и блогосфере идет массированная информация о высказываниях Главы Чеченской Республики Р. А. Кадырова и Главы Республики Ингушетия Ю.-Б. Б Евкурова и обсуждение высказываний об определении границ между нашими республиками. Вопрос определения границы, территорий очень болезненный, но тем не менее его необходимо решать, не перекладывая на плечи наших потомков. Тем более со временем теряются документы, материалы и умирают люди, которые помнят и несут в себе информацию, необходимую для разрешения этой проблемы. Между нашими народами десятки, а то и сотни тысяч родственных и кровных уз и любое неосторожное слово, действие может вбить клин и расшатать эти отношения. Отношения наших народов не должны и не могут зависеть от высказываний руководителей и чиновников наших республик, которые не самостоятельны и не полномочны в принятии серьезных судьбоносных для народов решений. Поэтому призываем всех чеченцев и ингушей, говорить истину, особенно руководителей, духовенство, старейшин. Так, в первых высказываниях Р. А. Кадыров заявлял, что чеченский народ не претендует ни на один метр ингушской земли, и это справедливое заявление было принято ингушским народом с воодушевлением. Однако в последнем выступлении уже говорилось о сотнях и тысячах гектарах земли, захваченной ингушами, когда у нас есть документальное и историческое подтверждение обратного т.е. Шелковской, Наурский и Карагалинский районы, переданы Чеченской Республике взамен Пригородного района Ингушетии и города Владикавказ, а также есть материальное историческое подтверждение позволяющее нам утверждать, что Галанчожский, Ачхой-Мартановский, Итум-Калинский и часть Урусмартановского районов являются исторически ингушскими.
В последние годы в Чеченской Республике проведена поистине колоссальная работа по укреплению Ислама, духовно-нравственному возрождению народа. И действительно чеченский народ показал себя всему миру богобоязненным и приверженным исламским ценностям. Учитывая изложенное, мы готовы и желаем определения границы на основе Шариата, тем более по Шариату на насильно захваченной или занятой незаконно территории не принимается намаз. Если будет угодно нашим чеченским братьям будем решать на основании вайнахского адата и
действующего законодательства. Мехкхел подготовил обширный архивный и исторический материал, который позволит нам доказать историческую принадлежность территории и справедливо, по – братски определить границу».
Письмо ингушского Мехкхела и территориальные претензии со стороны Чеченского руководителя, ссылаясь на 1929 год, когда произошло слияние Сунженского округа с Чеченским автономным округом, составлены складно, если не знать подлинную предысторию дела. Для начала подчеркнем тот факт, что при составлении данного письма в состав ингушского Мехкхела не был приглашен ни один представитель из «МОД ИКНО», что уже является как выразились сами члены ингушского Мехкхела как раз тем действием, которое может вбить клин и расшатать отношения наших народов. Также нельзя забывать и то, что между нашими народами десятки, а то и сотни тысяч родственных и кровных уз.Но мы это так к слову сделали заметку тем, кто за вайнахский эздел делал намеки.
Аналитический отдел «МОД ИКНО» от лица орстхойского этноса будет задавать серьезные вопросы «знатокам вайнахской истории, этнографического и топографического описания вайнахского ареала» из братской чеченской и ингушской среды:
1. Назовите хотя бы один тайп (род) или хой (племя) ингушского, чеченского, акинского,мелхистинского, ламуроевского, тушинского, кистинского или бацбийского ответвления, не имеющего на сегодняшний день родственных связей с родовыми сообществами из орстхойского этноса?
2. С каких это пор территория и древние памятники материальной и духовной культуры орстхойцев и акинцев (кладбища, святилища, постройки циклопических, жилых и боевых башен и т.д.), имеющие свое нахождение в Сунженском, Малгобеском, Галанчожском, Ачхой-Мартановском, Итум-Калинском и части Урусмартановского районов являются исторически ингушскими или чеченскими?? Надеемся, что исполком «МОД ИКНО» обязательно организует встречу с ингушским Мехкхелом, который подготовил обширный архивный и исторический материал, позволяющий им доказать историческую принадлежность территории и справедливо, по – братски определить границу». А для наших братьев и сограждан из вайнахских республик аналитический центр «МОД ИКНО» сделает краткую историческую справку, в которой будет сказана подлинная предыстория: «после кавказской войны орстхойские земли были включены в Сунженский казачий Округ, затем в 1929 году их включили в Чеченский автономный Округ, который уже существовал с 1922 года. Следовательно, становится очевидным, что лишь в 1929 году орстхойские территориальные единицы вошли в состав Чеченского автономного Округа. В 1924 году был образован Ингушский автономный Округ, в состав которого тоже не были изначально включены орстхойские земли. В 1934 году Ингушский автономный Округ был объединен с Чеченским автономным Округом (в 1936 году переименована в ЧИ АССР), а после распада ЧИ АССР по орстхойским землям была проведена условная граница, между современной Чечней и Ингушетией. Однако стоит подчеркнуть, что тогда не ставился вопрос о проведении официальной границы между двумя этими субъектами».
Но это не конец недоразумений… Например, мы нередко натыкаемся в интернете на такую ложную информацию, где орстхойский этнос называют ингушским тейпом или чеченским тукхумом. Возникает вопрос:
3. Назовите хотя бы один вайнахский тайп или тукхум насчитывающий более 500 тысяч человек на территории Чечни или Ингушетии??
То, что вместо Пригородного района и города Владикавказ Чеченской Республике передали Шелковской, Наурский и Карагалинский районы Ставропольского края, к оспариванию не подлежит. Только возникает для орстхойцев опять непонятный вопрос:
4. Какое отношение имеют орстхойские плоскостные и горные территориальные единицы к дележу между Ингушской и Чеченской Республиками?? Пускай Чеченская Республика отдает Ставропольскому краю Шелковской, Наурский и Карагалинский районы, а Северная Осетия с Дагестаном возвращает Пригородный район и г. Владикавказ ингушам, а Ауховский район пусть возвращают чеченцам. Только не забудьте орстхойские земли оставить за пределами своих исторических границ. Вот такой дележ как раз будет с исторической точки зрения справедливым и по – братски определенным».
Касаясь аналогичного дележа, орстхойский исполком «МОД ИКНО», как и «компетентные организации» ингушской и чеченской стороны готов учитывая все выше изложенное к определению границы с Ингушетией и Чечней на основе Шариата, тем более по Шариату на насильно захваченной или занятой незаконно территории не принимается намаз. Если будет угодно нашим чеченским и ингушским братьям будем решать на основании вайнахского адата и действующего законодательства.
В последнее время мы все чаще и чаще слышим о том, что у орстхойцев больше уже нет своей истории., они не знают своих корней., у них исчез родной язык., у них нет карт или исторических документов подтверждающий, где указано их этническое наименование - карабулак., орстхойский этнос распался и растворился в результате Кавказской войны итд. Попробуем немного рассказать о себе для заблуждающихся наших братьев из вайнахской среды.
Карабулаки (орстхойцы) славились своею родословной издревле, однако в силу не легких исторических обстоятельств, многое исчезло и вытерлось из памяти этого благородного и по воли судьбы воинственного народа. Тем не менее, нам есть, что вспомнить и передать в качестве наследия подрастающему поколению, берущие начало своих родовых корней из среды карабулакского народа, который известен среди вайнахов под названием ОАРСТХОЙ.
За всю историю Северного Кавказа карабулаки всегда выступали за общие интересы кавказских народов. Но при этом нужно подчеркнуть, что они также стояли на идее защиты и неделимости своей исторической Родины, которая простиралась в разных исторических отрезках времени от Северного Кавказа до границ Ближнего Востока и Малой Азии. Следует также отметить, что по разным причинам исторического процесса оарстхой – карабулаки сохранили свой коренной состав не только на Северном Кавказе, но и во многих уголках мира, хотя они издревле обосновались на плоскостной и горной части вайнахского ареала. Причинами сокращения их численности на Кавказе являются войны, вынужденные миграции, геноцид.
В печатных изданиях орстхойцев почти превратили в народ фантом, даже не посчитавшись тем фактом, что лишь в Ингушетии и Чечне даже по самым заниженным цифрам их насчитывается более пятисот тысяч человек. К тому же нельзя забывать, что в процентном эквиваленте орстхойский народ является носителем гена «j2 старый кластер», что еще раз подтверждает древность и автохтонность карабулакских племен и родовых сообществ. Поэтому считаем, что очень интересным будет содержание данной мини статьи членам семьи, не знающим о своей родословной и своем происхождении. Эта статья даст возможность узнать также, откуда произошла его фамилия и к какой общине относится его род. Думаю, эта статья будет также полезна и для тех, в чьих семьях уже не ведется воспитательная работа в духе вайнахского этикета и осознанности своей этнической принадлежности.
Немногим известно, что первоначально орстхой именовались разными наименованиями племенных и военно-политических союзов. К этим древнейшим названиям родоплеменных образований можно отнести следующие наименования гелы, аорсы, арги, арисены, эргиды, цецеки, сасаны или цацаны, караулаги, карабутаки, карабулахи, карабулаки, бальсуи, балой, булламхой, нартнах, мартнах, балсурхой, ара оалой, асхой, арасхой, нахашгелой, акбасхой, аьржтхой, арштхой, эрштхой, арстхой, орхустхой, эргIастхой, оарстхой, орстхой. О гелах и аорсах писал географ Страбон, жившвий 64/63 г. до н. э - 23/24 н. э. Об аргах и эргидах упоминают армянская география (7 в) и грузинские летописи (12-14 вв). О сасанах, караулагах и карабутаках упоминают переднеазиатские и европейские хроники (13-18 вв, 1 пол. 19 в).
В нахской истории был период, когда вайнахи прославлялись благодаря героям из орстхойской среды. Для примера можно вспомнить Сеску-Солсу, который мог противостоять в бою против двенадцати кабардинцев, или бойцов из его дружины, каждый из которых мог противостоять против четырех человек. Мы не говорим уже о том, что даже северокавказский нартский эпос частично именуется нарт-орстхойским.
Кавказская нартиада, особенно ее ингушская часть, по некоторым данным напрямую связана с орстхой, их называют: “Тура тIара, мела цIий мийнна Наьрт-Орстхой”(Это Нарт-Орстхой, которые пили теплую кровь с лезвия шашки).Карабулаки освобождая свои плоскостные земли от кабардинского и кумыкского владычества, давали возможность другим вайнахским народам спускаться на плоскость из своих горных ущелий, что еще раз является подтверждением того, что орстхой по своей природе являются связующим звеном всей вайнахской нации. Важно также подчеркнуть, что карабулаки сами себя именуют наименованием оарстхой, что в буквальном смысле с орстхойского языка переводится как с аорских племен: «оарста - аорские,хой – племена». Также следует подчеркнуть, что у карабулаков есть не только плоскостная, но и горная историческая Родина известная всем под такими названиями, как Галанчож, Акбас,Iамгите, Корги, Кирбет, Арстах, Доурбики – Мужген, Дак – Бух, Мержой-Байнорам, Белхаре, Цеча-Ахк, Цеча-Оалкум, Галашки, ГIандал – Босе, Санаби, Дугара-Ахк итд.
К большому сожалению, на сегодняшний день нам неизвестен полный перечень всех вайнахских племен, с которыми соприкасались орстхой-карабулаки. Сегодня для определения такого понятия как племя вайнахи использует термин тукхум, что означает с тюркского языка – племя, род. Однако в орстхойском языке, есть и другое понятие означающее термин племя – «ХОЙ». Поэтому в дальнейшем вместо термина тукхум мы будем использовать термин хой. Из тех наименований хойев, что дошли до нас от карабулакских старейшин нам известно, что в средние века существовали следующие вайнахские хойи, куда входили орстхойские родовые сообщества: Нартнах, Мартнах, Тханах, Байнах, Булой, Ванхой, Дугарахой, Асхой, Орхустхой, Артой, Авхой, Аршой, Мартой, Сайснах, ГIанпхой, Нахаш, Гелой (последние два племени на рубеже 16 века объединились и начали именоваться нахашгелоевцами). Важно также отметить, что орстхойские хойи складывались из различных фамильных патронимий (наькъкан), ведущие свои корни от крупнейших карабулакских тайповых сообществ. Так, например, в состав таких племенных и военно-политических союзов как Нартнах, Мартнах, Нахашгелой, Асхой, Сайснах, Булой, Ванхой, входили различные патронимии следующих орстхойских родов: Белхарой, Галай, Мержой, Цечой,Мужхой, ГIандалой, ГIажарой (Гуажарой), Балой, Сандукъхой, Обанхой, Ялхарой, Цхьорой (Белхорой:Хьашинаькъан, ДзугIанаькъан, ГIудинаькъан; Галай: Доурбики ГалагI Меси НухьагI баьна Дзейтнаькъан, цар вежари ГIайтагнькъан, Хампинаькъан, Таьтнаькъан, Наьсар-Кертер Доурбикнаькъан). Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что орстхойские фамильные патронимии всегда уживались в разных племенных союзах и вели свое существование по принципу военной демократии.
Что касается языка, то мы можем сказать, что современные ингушский и чеченский языки в своем процентном эквиваленте имеют не малый процент галанчожского наречия, который лег за основу орстхойского и акинского языка. Наличие орстхойского языка в чеченской среде по сей день признается. В основном на нем говорят жители Галанчожского, Ачхой-Мартановского, Итум-Калинского и часть Урусмартановского районов. Однако частенько в интернет - ресурсах и блогосфере некоторыми патриотами из нашей братской ингушской среды часто раскручиваются мифы, где делают аккуратные намеки на то, что «оарстхой проживающие в Ингушетии разговаривают на чистом ингушском языке, который сохранился почти без заметных изменений на сегодняшний день…. В отличии от оарстхой, гIалгIай не забыли свой язык… Мы уже не говорим о том, что оарстхой ассимилировались в ингушской среде…» Давайте обратимся к компетентному знатоку нахского языкознания, а в частности к господину Мальсагову Х. С.-Г, который выпустил очень ценную книгу с точки зрения изучения нахского языкознания и этнического распределения вайнахских обществ по родовой принадлежности. Так вот, что пишет господин Мальсагов Х. С.-Г.рассказывая о структуре ингушского языка: «В ингушском языке существует наличие диалектов: протоингушского – 30 %, нахского – 50 %, общекавказского 20 %»[1][1] Таким образом, ссылаясь на авторитетное мнение господина Мальсагова Х. С.-Г. аналитический отдел «МОД ИКНО» может с уверенностью сделать следующий вывод: Во-первых, в ингушском языке протоингушского всего лишь 30%. Во-вторых, протоингушского в ингушском языке лишь на 10 % больше общекавказского. В-третьих, протоингушского в ингушском языке на 20 % меньше протонахского языка. Следовательно, на основании вышеизложенного материала у нас возникает лишь один вопрос: Что нужно понимать под протонахским в ингушском языке? Так вот к нашему счастью под протонахским в ингушском языке как раз и понимаются орстхойский и акинский диалекты фяпинцев, которые изначально сложились на основе галанчожского наречия. Вдобавок, хотелось бы напомнить, что в Ленинградском архиве Газикову Берснакъу (известному краеведу в Республике Ингушетия) удалось найти АБАТЫ 1928, 1929, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937 годов, автором которых был Цокиев Мурцал Магомед-Гази. Важно также подчеркнуть, что он был выходцем из орстхойского этноса и представителем тайпового сообщества Галай, о котором ничего практически не слышно в Республики Ингушетия. Мурцал Магомед-Гази Цокиев был человеком, который сохранил и обогатил кхекхалинский языковой диалект ингушей своим родным орстхойским языком на те самые 50 % протонахского в ингушском языке, на которые видимо и ссылается господин Мальсагов Х. С.-Г. в своей работе «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИНГУШСКИХ ФАМИЛИЙ, ТЕЙПОВЫХ ОБЩИН И РОЛЬ ИНГУШСКОГО ЯЗЫКА В ЯЗЫКОВОЙ СЕМЬЕ МИРА». Таким образом, стало очевидным, что орстхой пожалуй больше имеют права называть ингушский язык своим родным языком, нежели чем те незнайки нахского языкознания, которые вечно несут полную чушь на всяких форумах, утверждая о том, что оарстхой не знают своего языка.
Подводя итог, вопросу размежевания территорий карабулаков-орстхойцев хотелось бы спросить: Каким образом, инициаторы определения границ двух республик хотят поделить наши родовые аулы, кладбища, а также памятники материальной и духовной культуры, входящих в состав горных и плоскостных районов Чечни и Ингушетии? Да поможет нам Аллах сохранить мир, единство и согласие на вайнахской земле.
21 ноября 2012г