Доска объявлений

Уважаемые посетители,

  на нашем сайте запущен орстхойский ДНК проект, желающие принять участие в данном проекте, могут обращаться по тел. +7 928 697 00 79 или пишите нам на сайт.

С уважением, Администратор.

Хадис

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ Глава 3

1220 (3508). Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: « Кто бы не обьевлял себя сыном не своего отца, зная, что (на самом деле) это (не так), он обязательно является неверным , что же касается заявляющего о своей принадлежности к тому народу, с людьми которого у него нет родственных связей, то пусть он (приготовится) занять свое место в огне ».

Актуальные строки

Авторизация

Новые пользователи

  • Zemfira
  • Ммм009
  • Ibrahim_C1echo
  • İlez0006
  • Гарданов

Расписание молитв

Газета ОРСТХО-статья К вопросу о языке орстхойцевОдной из актуальных и сложных является проблема определения первоязыка орстхойцев – одной из вайнахских народностей, наряду с чеченцами и ингушами, распавшейся в результате колонизаторской политики царизма на Кавказе.

Последняя нашла свое отчетливое выражение в уничтожении орстхойских сел, изъятии их исконных плоскостных земель и, как следствие, вынужденного переселения большей части орстхойского населения в далекую от родины Турцию во второй половине XIX века. Остатки этноса на Кавказе расселились среди родственных чеченцев и ингушей. Сейчас сохранились самосознание и этническое название «ОРСТХО», но ряд черт материальной и духовной культуры утеряно. Что же представлял собой язык орстхойцев в прошлом? Если обратиться к работам последних лет осетинских ученых, то по ним орстхойцы (Карабулаки) этнически взаимосвязаны с нарт-орстхойцами эпических сказаний (воспринимаются как реальные жители северокавказских равнин), период же средневековье являются прямыми наследниками первой волны ираноязычных алан на Кавказе и, следовательно,выступают в тот период носителями и иранской речи. Об этом пишут Ю.С.Гаглойти, Ю.А.Дзиццойты, В.С.Уарзиати, В.Х.Тменов и другие авторы. «От названия нарт-орстхойцев, - читаем например, в работе Ю.А.Дзиццойты «Нарты и их соседи» (Владикавказ. 1992.), - неотделимо название этнографической группы вайнахов-карабулаков – «орстхойцы», которые еще в прошлом веке сохраняли определенную индивидуальность». И далее: «В вайнахских сказаниях род Орстхойцев характеризуется как род храбрецов, что соответствует характеристике рода Ахсартаггата в осетинских сказаниях».

Трудно согласиться с подобными утверждениями осетинских ученых, не подкрепленными должной аргументацией. Орстхойцы (карабулаки) периода сложения на Кавказе первых нарт - орстхойских сказаний еще в первом тыс. до н. э. и в более позднее время пребывания  здесь ираноязычных алан (средневековье), конечно же, были нахоязычны. Они исторически являлись плоскостниками, жителями равнин и только при монголо - татарском нашествие XIII века оказались в горной зоне. Что же конкретно пишут о языке орстхойцев специалисты-языковеды?

Профессор Н.Ф.Яковлев: «чеченец и ингуш, разговаривая каждый на своем материнском наречии, без всяких затруднений понимают друг друга. Такую близость мы видим и в других проявлениях национальной культуры чеченцев и ингушей. Но здесь, прежде всего, мы наталкиваемся на отсутствие одного общего названия для такой близкородственной группы народов и языков каковыми являются чеченцы и ингуши, вместе с сохранившимися в Закавказье цоватуши и выселившимися в Турцию  орштхоями (карабулаками). Необходимость единого общего названия, которое, подобно термину «адыге», объединяющему всех черкесов, применялось бы ко всей чечено-ингушской группе народов, достаточно назрело как с точки зрения потребностей науки, так и для объединения работы по культурно-национальному их строительству. Один из местных национальных работников Даурбек Мальсагов в письме ко мне предложил называть чеченцев и ингушей народами «нахской» группы, их языки «нахскими» языками, название это происходит от слова «Нах» - «народ» (К вопросу об общем наименовании о родственных народов. Ростов-на-Дону, 1929. С. 11-12).

Известный специалист по горским языкам говорит о близкородственной вайнахской группе народов и языков, включая сюда наряду с чеченцами и ингушами как основополагающими, также оторванных от основного нахского массива цоватушин Закавказья и выселившихся в Турцию орштхоев. Хотелось бы здесь же попутно отметить глубокое понимание ученым исторической перспективности  поиска всего, что объединяло бы нахские народы и действительно служило бы делу консолидации.

Доктор филологических наук Д.Ю.Дешериев: «Галанчожский диалект, носителем которого в основном является население бывшего Галанчожского района ЧИАССР, распадается на говоры – майстинский, горно-аккинский (Лам-Акки). В галанчожском диалекте переплетаются особенности различных вайнахских диалектов и говоров. Вопрос о диалектной дифференциации ингушского языка недостаточно разработан, хотя и выявлены его важнейшие особенности». Д. Д. Мальсагов на основании целого ряда особенностей сближает галанчожский диалект с ингушским. В основу ингушского литературного языка лег плоскостной диалект. Исторический аккинский и галанчожский диалекты занимали промежуточное положение между плоскостными чеченским и ингушским диалектами. Поэтому в аккинском и галанчожском диалектах наличествуют явления свойственные чеченскому, - с одной стороны и ингушскому, - с другой» (Сравнительно – историческая грамматика нахских языков и проблемы происхождения и исторического развития горских кавказских языков. Грозный, 1963. С. 92-93).

Крупный ученый – языковед не останавливается специально на вопросе о языке орстхойцев но пишет о собирательном галанчожском диалекте как промежуточном между чеченским и ингушским. Однако в целом, судя по всем характерным особенностям, данный диалект, по автору должен быть отнесен к чеченскому языку.

Доктор филологических наук  И.Ю.Алироев: «Из всех нахских языков (чеченский, ингушский, бацбийский. – авт.) в диалектном отношении дифференцирован лишь чеченский, подразделяющийся на ряд  диалектов: чеченский плоскостной, аккинский, чеберлойский, кистинский, итумкалинский, галанчожский, а также ряд говоров: шаройский, шатойский, мелхинский, майстинский, хилдихаройский, горно - аккинский, эрстхойский, веденский, надтеречный и другие». (Сравнительно – сопоставительный словарь отрослевой лексики чеченского и ингушского языков и диалектов. Грозный, 1975. С. 3).

Чеченский язык, мы видим, подразделяется на ряд диалектов, а также говоров, в число которых включается автором и орстхойский язык.

Доктор филологических наук А.С.Куркиев: «Некоторое распространение ингушский язык имеет среди жителей села Бамут Ачхой-Мартановского района ЧИАССР, где определённая часть представителей мелхинского и орстхойского говоров чеченского языка в равной мере владеет ингушской и чеченской речью» (Основные вопросы лексикологии ингушского языка. Грозный. 1979. С. 8-9).

Ученый выделяет галанчожский диалект чеченского языка и включает в него орстхойский говор, наряду с мялхинским и лам-аккинским.

Специальную работу по лексическим особенностям языка орстхойцев написал кандидат филологических наук М.Р.Овхадов. Процитируем автора: «Анализ полевого материала, собранного нами с учетом сохранности диалектных особенностей (в селениях Бамут, Ачхой-Мартан Чечено-Ингушской АССР), позволяет говорить о том, что орстхойцы совместно с аккинцами (до их переселения в Аух – нынешний Хасав-Юртовский район Даг. АССР) составляли если не единый, то весьма близкий этноязыковый массив (галанчожский диалект). В лексике орстхойского говора проявляются особенности чеченского и ингушского языков, которые свойственны всему галанчожскому диалекту. Это объясняется тем, что на границах между отдельными диалектными зонами возникают области смешанных диалектов». Таковым «пограничным» диалектом является галанчожский диалект чеченского языка. Необходима отметить, что в связи с влиянием плоскостного диалекта и литературного чеченского языка в орстхойском говоре широко распространено явление «вариативности». (Основные лексические особенности орстхойского говора галанчожского диалекта чеченского языка. Вопросы отраслевой лексики. Грозный, 1983. С. 77-78).

По автору, язык орстхойцев есть говор галанчожского диалекта чеченского языка. Вместе с тем, сам диалект является смешанным, вбирающим в себя лексические особенности чеченского и ингушского языков. Последнее объясняется, как это прослеживается по тексту, расселением орстхойцев в серединной части вайнахского ареала.

Доктор филологических наук К.З. Чокаев: «Орстхойцы своим языком, обычаями, территорией, находясь между чеченцами и ингушами, были сами по себе отдельным тухумом. Чеченцы, ингуши их оарстхой (ингуши), эрстхой, эрштхой, орстхой (чеченцы) называли. После пленения Шамиля большая часть орстхойцев была отправлена в Турцию. Оставшиеся разделились, между чеченцами и ингушами и слились с ними». (Наш язык - наша история. Грозный, 1991. С. 86-87).

Как можно видеть из этой выдержки текста, специалист языковед выделяет орстхойцев из общей среды чеченцев и ингушей в отдельный тухум и, в частности по признаку языка

Итак, если обобщить высказывания вышеприведенных ученых-языковедов о природе орстхойского языка, то основные выводы могут быть кратко сформулированы следующим образом. Во-первых, язык орстхойцев является  говором галанчожского диалекта чеченского языка, Во-вторых, он сформировался в высокогорной Галанчожской котловине верховьев р. Гехи. Здесь же шло формирование мелхинского и лам-аккинского говора. В-третьих, сам галанчожский диалект проявляет также особенности и ингушского языка что объясняется самим территориальным расположением Галанчожской зоны, действительно в серединной части вайнахского ареала расселения.

Однако, вместе с тем, является ли орстхойский говор галанчожского диалекта, как определяют его специалисты первоначальным языком орстхойцев, всех орстхойских тейпов? Здесь обращает на себя внимание следующее обстоятельство.

Как известно, сейчас в Чечне и Ингушетии достоверно известны такие  орстхойские тейпы, как Белхарой, Галай, Гандалой, Мержой, Мужхой, Цечой, Памтой, Хаккой. Локализация данных восьми родственных объединений в горной зоне до выхода на плоскость  после татаро-монгольского нашествия? Начнем с тайпа Галай.

Именно тайп Галай и в единственном числе (из орстхойских) прослеживается в Галанчожской котловине Ачхой-Мартановского района сегодняшней Чечни. Этот крупный  вайнахский тайп, как считает прекрасный знаток истории родного края писатель Х.Д. Ошаев, дал название собственно самой котловине. Вот что пишет об этом ученый-кавказовед В.И. Марковин: «Район озера Галанчож-Ами – место, где каждый клочок земли овеян легендами. Ведь здесь, именно здесь, по преданиям, находится прародина чеченцев – Нашах, область, давшая по народным преданиям название чеченскому народу – «нохчи». Название Галанчож как предполагает археолог В.Б. Виноградов, означает «Ущелье жилых башен». Действительно в районе озера разбросано огромное количество поселков с прекрасными образцами башенной архитектуры. Однако Х.Д. Ошаев считает, что название Галанчож означает «Ущелье галаев». Галаи образовывали когда-то большой тейп (род), а в дальнейшем переселились в Ингушетию и построили село Галашки (это название переводится как «к галаям»).  Как видно, галай потомки Нохчуо Турпала – легендарного родоначальника чеченцев, были прекрасными мастерами строителями». (В стране вайнахов. М., 1969. С.58).

При изучении галанчожского диалекта и его говоров современные исследователи обращались в первую очередь к представителям тайпов галай, акки и мелхи, которые покинули горную котловину при выселении вайнахов в 1944 году, а после возвращения на родину компактно расселились в плоскостных населенных пунктах Ачхой-Мартановского района. Так, выше мы цитировали, например М.Р. Овхадова, указывающего селение Бамут и Ачхой-Мартан, как места сбора полевого языкового материала по орстхойцам.

Совместное с другими тайпами (мелхи, аккхи) проживание галаев в Галанчож до 40-х годов, их последующее расселение в селах Ачхой-Мартановского района вместе с представителями различных вайнахских тайпов, говорящих на чеченском языке с прослеживаемыми диалектными особенностями, конечно же, мог ли дать по ним при сборе  здесь полевого материала все тот же чеченский язык, а наблюдаемую специфику языка определить как говор. Поэтому едва ли приходится сомневаться в правомочности характеристики всех галанчожских говоров как составных частей чеченского языка. Однако сейчас мы говорим об орстхойских выходцах (галай) из Галанчожской котловины, расселившихся в Чечне. Если же, например, обратиться к тем же галаям, но уже длительное время проживающим в ингушской среде, то, современные исследователи больше найдут в их разговорной речи особенностей ингушского языка. Но здесь, вновь, подчеркиваем, пока речь идет только о тайпе галай, который является орстхойским по своему происхождению. Обратимся к другим тайпам.

Пять крупных орстхойских тайпов – Белхарой, Гандалой, Мержой, Мужхой и Цечой расселялись в позднесредневековый период (с XIII века) в ущелье р. Фортанги, ее притоков и прилегающих местностей. Последние несколько десятков лет представители этих тайпов компактно проживают в таких плоскостных селениях Ингушетии, как Алхасте, Сагопши, Экажево, Яндырка и др. В историческом прошлом данные пять тайпов никогда не населяли Галанчожскую котловину, там находился, мы отмечали, только один из орстхойских тайпов Галай, локализация которого здесь, в оторванности от основной компактной группы тайпов поущелью р. Фортанги, по всей вероятности, объясняется военными действиями против монголо-татар, когда его представители под давлением кочевников вынужденно отступают, вероятно, по ущелью р. Гехи и расселяются в её верховьях, в местности, получившей затем название Галанчож. Можем ли мы теперь на членов этих тайпов, осевших в Ингушетии, распространить общий вывод об орстхойском их говоре галанчожского диалекте? Наверное, нет. Если изучить их язык сейчас, то, наверное, можно будет больше судить о говоре ингушского языка. Точно также на чеченском языке говорят представители данных тайпов, длительное время проживающие в сельской местности Чечни. Однако и здесь мы не найдем говора галанчожского диалекта, так как Галанчожская котловина не является колыбелью их далеких и более близких предков.

Обратимся теперь к тайпам Хаккой и Памтой. Их средневековая локализация – в Аргунском ущелье, и сейчас они компактно проживают в селениях Памет и Шатой (Цогуной), которые сами согласно собранным полевым этнографическим материалам основали. Вот что пишет об этом Н.Н. Волкова: «Орстхойцам-хаккоевцам (ср. Хакки-конги-юрт, район Алкуна) продвинувшимся с р. Ассы, в первой половине XIX в. принадлежало сел. Цогуной на р. Аргуне располагавшееся на месте Шатоя. В настоящее время в Шатое живет тайпа Аккой насчитывающий около 100 хозяйств. Из местности ЦIече-ахк далеко на восток к Шаро-Аргуну ушли цечоевы (орстхой) где и образовали сел. Пхаьмат. Представители этого тейпа хотя и записаны чеченцами до сих пор называют себя орстхой» (Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. М. 1974. С. 144).

Принимая во внимание данную информацию специалиста-этнографа о продвежении представителей этих двух тайпов непосредственно в горной зоне, думается, не следует исключать и предшествующее этому процессу возможное расселение в ущелье орстхойцев, непосредственно прошедших в горы по ущелью р. Аргун с равнинных земель при нашествии монголо-татар.

Один из топонимов представляющий сейчас для нас интерес, приводит В.И. Марковин: «Тайпы объединялись в общины – (тухумы), связанные национальными и земельными интересами. В общество Шатой входили тухумы: Варандой,Вашандарой, Маршлой, Келой, Гаттой, Памятой, Саттой, Хаккой, Нихалой, Тумсой, Зумсой. Интересно что местность где были обнаружены пещерные усыпальницы (в 1.5км к юго-востоку от сел. Шатой. – авт.), носит название Хаккой-аре т.е. «поляна хоккоев» (В ущелье Аргуна и Фартанги. М., 1965. С. 71).

Орстхойские тайпы Хаккой и Памтой также никогда не были локализованы в горной местности Галанчож, поэтому распространять на них говор галанчожского диалекта едва ли будет правильным. Здесь скорее при анализе, когда он был возможен во времени, мы имели бы орстхойский говор шатойского диалекта чеченского языка.

Таким образом, орстхойские тайпы мы прослеживаем в ущельях Фортанги и Аргуна, в высокогорной Галанчожском районе верховьях р. Гехи. Следовательно, говорить о каком-либо одном диалекте языка и его орстхойском говоре, наверное, не приходится. Близкая и дальняя оторванность трех груп тайпов друг от друга, по всей вероятности, объясняется монголо-татарским нашествием на Кавказе, когда плоскостники-орстхойцы под давлением кочевников покидают свои исторические равнинные земли и проходят в ущелья гор. Их переметение в последующем идет и в самой  горной зоне. Что это должно быть именно так говорит одно сохранившееся у всех тайпов по сегодняшний день этническое имя «орстхо» (т.е. равнина, плоскость, плоскостник) которая никак не могло возникнуть в горах одновременно у всех восьми крупных тайпов в силу вышеуказанной причины их территориального обособления в высокогорье. Имя «орстхо» могли занести в горы только с плоскости, этой вековой родины орстхойцев, где все рассматриваемые орстхойские тайпы были территориально и этнически  объединены. Ценную информацию здесь может нам дать нарт-орстхойский эпос вайнахов.

Как же теперь может решать вопрос с языком орстхойцев? Нет смысла, как мы видим, искать язык – основу горной зоне. Следует, наверное, обратиться к периоду проживания орстхойских тайпов на плоскости, до монголо-татарского нашествия до их массового прохождения в горы. Не будучи специалистом языковедом, мне трудно здесь что-либо предлагать, но, возможно следует обратить внимание на архаичные вайнахские слова, связанные с равнинными землями. В этой связи позволим себе кратко процитировать двух авторов. Д.Ю. Дешериев: «Эти факты свидетельствуют об интенсивных процессах обособления, отхода ингушского от остальных вайнахских диалектах. В развертывании этих процессов существенную роль играло влияние осетинского языка на ингушский. На это указывает и слово «Фаьппи» поскольку фонемы ф не было в нахских языках и её появление в ингушском объясняют влиянием осетинского языка (П.К. Услар, Д.Д.Мальсагов и.др.)» (Сравнительно-историческая грамматика С.93). А.С. Сулейманов: «Ачхой-Мартан, Iашхой-Мартан, Iашхой-Марта, ТIехьа-Марта – районный центр раскинувшийся по берегам реки Фарта (Мартан). Название, вероятно сложилось из двух компонентов: Iашхо – от Iаш плюс хи – «Горькая речька». Правый приток Фарты. Фарта гидроним, на орстхойском диалекте чечнского языка – «обильная благодатная река» (Топонимия Чечно-Ингушетия. Ч,III/ Грозный, 1980.С.54).

Судя по цитированным текстам фанема ф не свойственна нахским языкам, но она употребляется, она привнесена в язык. Где искать её истоки? Наверное, на плоскости в местах первоначального проживания орстхойцев. Следовательно, наше внимание могут привлечь слова с данной фонемой, связанные с равниной. Это только один из примеров возможного поиска первоначального языка орстхойцев. Здесь заслуживает, наверное, внимание и орстхойская диаспора в странах ближнего востока.

Итак, если говорить об орстхойском говоре галанчожского или какого-либо другого горного диалекта языка, то речь может идти только о вторичности, о трансформации плоскостного вайнах-орстхойского языка в новых условиях гор. Этот процесс начался с монголо-татарского нашествия на Кавказ в XIII веке. Орстхойский же язык – основа лежит на плоскости. В этом направлении как нам  представляется, и следует вести научные разыскания.

М.Б.Мужухоев, профессор, доктор исторических наук.
Из личного архива МОД "ИКНО". Газета «ОРСТХО» - ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ «ЗА ВОЗРОЖДЕНИЕ ОРСТХОЙСКОГО ЭТНОСА» №9 (25) МАРТ, 1994г.

Комментарии   

-1 #4 Issa 27.07.2015 12:45
Цитирую Опиева:
Уважаемый админ, где можно взять копию этой статьи?
Мне он нужен как источник.((((


Газета «ОРСТХО» №9 (25) март, 1994год.
Цитировать
0 #3 Опиева 26.07.2015 14:24
Уважаемый админ, где можно взять копию этой статьи?
Мне он нужен как источник.((((
Цитировать
+3 #2 Ча-борз 31.12.2014 22:23
Я не понял, на каком языке звучит тейп Фаьргий ( Фаргиевы) . Ф - потронажная буква. И еще, откуда переселились Хаккой? Они - производное от Гаьгий
Цитировать
+1 #1 Нарт 19.09.2014 08:41
Хотелось бы узнать, Мужухоев М., живой и если да, то принимает он сейчас участие в данном движений?
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Логотип
modikno
Реквизиты

Р./с № 40703810060350050215; 
в Ингушском ОСБ №8633 Северо-Кавказского банка СБ РФ г. Назрань, 
РИ, г. Назрань, ул.Московская, 27, 
ИНН 7707083893, 
Кор/сч. 30101810600000000660; БИК 040702660; КПП 060602001.
п/а организации: РИ, г. Карабулак, 
ул. Промысловая, б/н
Контакты

Адрес: г. Карабулак, ул. Промысловая, б/н
Тел.: +7 (918) 810 10 93
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.