Об одной из загадочных маленьких народностей Кавказа, оказавших серьезное влияние на становление некоторых народов этого региона
журналист
....Чистокровные «кобанцы» или со скифской примесью?
Также существует версия, которую отмечает Шнирельман, утверждающая, что орстхоевцы имеют несколько другие корни, нежели чеченцы или ингуши.
Точно неизвестно, что лежало в корнях чеченцев.
Так, знаменитый грузинский летописец и историк XI века Леонти Мровели в своем труде «Картлис цховреба» описывает, что образовались нахские народы следующим образом: два брата Кавкас и Лек перешли за горы с южных земель (предположительно с грузинских) и стали там царствовать. Кавкас дал начало нахским народам, а другой – лезгинам.
Подобные истории происхождения встречаются и в легендах названных народов. Однако история эта может быть правдой лишь отчасти. Шнирельман ссылается к тому, что чеченцев и ингушей, разделившихся окончательно, вероятно, только в XV-XVI веках, породили «кобанцы» – вероятно, одни из самых древнейших жителей Кавказа, носители общеизвестной Кобанской культуры, однако данных об антропологии и языках «кобанцев» никаких нет, так что это вполне могла быть и общность различных протонародов.
Однако эти порожденные народы в течение многих тысячелетий испытывали влияние других народов, приходивших на Кавказ и сменявших периодически друг друга. Так, в IX веке до н.э. на части Кавказа, где, вероятно, расселялись предки современных ингушей и чеченцев, обитали некоторые скифские племена.
И Шнирельман в своей книге «Быть Аланами», которая посвящена рассмотрению происхождения некоторых народов, в том числе и орстхойцев, ссылаясь на то, что предки карабулаков занимали равнинные предгорные территории, в отличии от своих близких собратьев, предлагает версию, согласно которой смешение скифо-сарматских племен и коренных протоорстхойцев породило впоследствии уникальную в своем роде орстхойскую народность, однако преобладание «нахского компонента» осталось.
Однако и эту версию оспаривают. Об абсолютной самостоятельности орстхойцев как этноса также говорит и современный известный историк Мужухоев Макшарип Баудинович, посвящавший исследованию орстхоевского вопроса много трудов, особенно в начале девяностых. Однако он утверждает, что ни скифы, ни сарматы, ни прочие пришлые народы дали начало орстхойцам. По его предположениям, та часть представителей Кобанской культуры, что жила на равнине и основала орстхойцев, а остальная часть — другие нахские народы.
По той причине, что сообщение между высокогорьем и равниной было делом нелегким, эти части «кобанцев» развивались по-разному. И у каждого выработались свои уникальности быта и традиций. Последующие же сближения орстхойцев с братскими нахскими народами объясняются тем, что монголами орстхойцы, как и многие другие народы, были изгнаны из своих земель и были вынуждены податься в горы.
Вот небольшой анализ Мужухоева миграции одного орстхойского тайпа в послемонгольский период: «Итак, выходцы из Галанчожской котловины, представители тайпа Галай расселяются в среднем течении реки Ассы и образуют здесь крупное поселение. Как отмечает профессор Крупнов со ссылкой на Берже, в 1851 году галашевское общество сложилось из 30 аулов с общей численностью населения в 2131 человек. К этому времени они были уже распространены по рекам Ассе и Сунже.
Здесь, вполне естественно, возникает вопрос. Почему же галашевцы, большим числом спустившись с Галанчож по ущелью реки Гехи, целенаправленно устремляются на запад? Они проходят реку Фортангу и доходят до реки Ассы и на этом водном рубеже останавливаются. Ответ на вопрос, причина здесь видится одна. По всей вероятности, среднее течение реки Ассы было местом обитания данного орстхойского тайпа еще до монголо-татарского нашествия на Северный Кавказ в XIII веке. Сейчас галашевцы возвращаются на свои родовые предгорно-плоскостные земли».
Также, согласно Мужухоеву, орстхойцы всего несколько сотен лет назад были самым многочисленным вайнахским народом.
В сущности же, из всего вышеописанного можно полагать, что орстхойцы являются самостоятельным этносом, крепко связанным с чеченцами и ингушами, как происхождением, так и историей.
Странные же споры, порой разгорающиеся между чеченскими и ингушскими представителями интеллигенции о принадлежности орстхойцев, совсем не рассматривают этой версии, что, представляется не совсем справедливым, тем более, если у многих современных потомков карабулаков есть свое собственное самоопределение.
Полную версию статьи можно прочитать на сайте: http://kavpolit.com/karabulaki-chechenci-ili-ingushi-ili-sami-po-sebe/