История вайнахов, которая сохранялась в устной форме, веками передавалась из уст в уста, от отца к сыну. С одним из таких исторических эпизодов, услышанных мной от старейшины тейпа Мержой (Сусуркиева Хажбикара - 1932г.р.),
я хочу познакомить читателей. Эта история о том, как и кем, были основаны такие селения, как с. Бамут, Обирг-юрт, Сурхахи, Яндаре.Сегодня либо по незнанию, либо умышленно искажается история основания тех или иных населенных пунктов, история сел, где испокон века проживали орстхойцы, и поэтому думается, что рассказ Сусуркиева Хажбикара прольет свет на эту тему.Историю основания вышеназванных сел, Сусуркиев Хажбикар слышал от старцев, которые часто собирались в доме его отца, среди которых бывали и Ахлойские князья.Вспоминает Хажбикар: «В то время мы жили в с. Бамут. Отец дружил с Черкесами и Кабардинцами, которые, жили и работали на плодоконсервном заводе вблизи ст. Ассиновской и на лесопилке под с. Бамут. Это были грамотные люди, получившие образование еще в царское время, а здесь они работали рядовыми рабочими, скрывая свое социальное прошлое. Особенно мне хорошо запомнился Князь Ахлой Темерхан с потомками которого дружу до сих пор. На выходные они собирались в нашем доме, здесь они себя чувствовали свободно, не боясь придаваться воспоминаниям. Порой застолье затягивалось до полуночи, а то и до утра. Разговоры, которые они вели, мне были настолько интересны, что они отложились в моей памяти так крепко, словно это было вчера». Исторические персонажи, о которых пойдет речь, будут приведены ниже в генеалогическом древе автора этого рассказа. Некогда, ориентировочно во второй половине 18-го века, из Мериджи выехали на лошадях шесть братьев по имени Эли, Эстмир (Астемир), Жамарз, Мейсинг, Ади и Хаси с намерением разведать плоскостные земли для поселения, когда-то в прошлом, вынужденно оставленные их предками. Перейдя на левый берег р. Фортанги в районе нынешнего с. Бамут, с целью пометить место перехода, один из братьев нарвав траву, положил между стволами дерева. Дойдя до реки Сунжи, в районе нынешнего села Обирг-юрт, они присмотрели удобное место для поселения. Обнаружив там множество следов лошадиных копыт, они решили пойти по следам и узнать, нет ли кого рядом, кому может принадлежать эта территория. Следы привели их ко двору кабардинского князя, который жил в районе нынешнего с. Яндаре. Князь принял гостей, как и полагается по закону гор, а после спросил, кто они и с какой целью пришли. Старший из братьев ответил, что они решили поселиться в этих местах и хотели бы узнать, где проходит граница владений князя. Князь показал границы его территорий, и они условились жить по соседству. Братья, которым приглянулась княжеская дочь, сказали князю: «Коли мы будем соседями, то мы должны друг друга защищать в случае опасности, а от тебя как с одной стороны, так и с другой живут наши соплеменники, и мы не сможем тебя защитить от них, если мы не будем связаны тесными родственными узами, а потому мы предлагаем выдать за одного из нас свою дочь». Князь ответил: «Мы люди разных языков и потому отказываю». Братья, поблагодарив за гостеприимство, тронулись в путь. Глядя им вслед, жена князя сказала мужу, лучше ты бы породнился с ними, ибо в скором будущем мы будем вынуждены покинуть эти места также как, и пришли когда-то сюда. Князь, немного подумав, послал гонца за ними, чтобы вернуть их обратно. К их приходу князь велел своей дочери поднести им напиток, добавив, что выдаст замуж за того, кто первым выпьет его. Эли принял поднесенный рог, отпив содержимое до дна, положил в него золотую монету и, поблагодарив, вернул его девушке. Породнившись с князем и забрав невесту с приданным, они возвращались домой, когда подойдя к месту, где они переходили Фортангу и в качестве метки оставили между стволами дерева траву, они обнаружили, что на этой траве птица свила гнездо. Братья приняли это как хороший знак свыше и решили, что там поселится Эли. Так появилось поселение Бамут. До сих пор в памяти сельчан осталось название местечка Довт – ирзу рядом с Бамутом, названное в честь сына Эли. Далее, другой из братьев Эстмар, основал поселение, которое было названо в честь его сына Обирг (Обирг–юрт). Жамарз же основал поселение, которое позже стало называться в честь его внука Яндар (Яндаре). А Ади, ставший легендарным среди вайнахов, о котором написано в ингушском фольклоре, поселился там, где ныне находится селение Сурхахи, и назвал его в честь своего сына Сурхо. Так появились данные населенные пункты.
О легендарных личностях Ади и Эстмире мы обязательно расскажем в последующих рассказах.
И.Д.Мерджо