Доска объявлений

Уважаемые посетители,

  на нашем сайте запущен орстхойский ДНК проект, желающие принять участие в данном проекте, могут обращаться по тел. +7 928 697 00 79 или пишите нам на сайт.

С уважением, Администратор.

Хадис

САХИХ АЛЬ-БУХАРИ Глава 3

1220 (3508). Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как Пророк (с.а.с.) сказал: « Кто бы не обьевлял себя сыном не своего отца, зная, что (на самом деле) это (не так), он обязательно является неверным , что же касается заявляющего о своей принадлежности к тому народу, с людьми которого у него нет родственных связей, то пусть он (приготовится) занять свое место в огне ».

Актуальные строки

Авторизация

Новые пользователи

  • ЖнецСозидающий
  • Madinaorsrho
  • Nart1177
  • sarmat
  • Нахчо

Расписание молитв

История вайнахов, которая  сохранялась в устной форме,  веками передавалась  из уст в уста, от отца к сыну. С одним из таких исторических эпизодов, услышанных мной от  старейшины тейпа Мержой (Сусуркиева Хажбикара - 1932г.р.),

я хочу познакомить читателей. Эта история о  том, как  и кем,  были основаны такие селения, как  с. Бамут, Обирг-юрт, Сурхахи, Яндаре.Сегодня либо по незнанию, либо умышленно искажается история основания тех или иных населенных пунктов, история сел, где испокон века проживали орстхойцы, и поэтому думается, что  рассказ Сусуркиева Хажбикара прольет свет на эту тему.Историю основания вышеназванных сел, Сусуркиев Хажбикар слышал от старцев, которые часто собирались в доме его отца, среди которых бывали и Ахлойские князья.Вспоминает Хажбикар: «В то время мы жили в с. Бамут. Отец дружил с Черкесами и Кабардинцами, которые, жили и работали на плодоконсервном заводе вблизи ст. Ассиновской и на лесопилке под с. Бамут. Это были грамотные люди, получившие образование еще в царское время, а здесь они работали рядовыми рабочими, скрывая свое социальное прошлое. Особенно мне хорошо запомнился Князь Ахлой Темерхан с потомками которого  дружу  до сих пор. На выходные они собирались в нашем доме, здесь они себя чувствовали свободно, не боясь придаваться воспоминаниям. Порой застолье затягивалось до полуночи, а то и до утра. Разговоры, которые они вели, мне были настолько интересны, что они отложились в моей памяти так крепко, словно это было вчера». Исторические персонажи,  о которых пойдет речь, будут приведены  ниже в генеалогическом древе  автора этого рассказа. Некогда, ориентировочно во второй половине 18-го века, из Мериджи выехали на лошадях шесть братьев по имени Эли,  Эстмир (Астемир), Жамарз,  Мейсинг, Ади и Хаси с намерением разведать плоскостные земли для поселения, когда-то в прошлом, вынужденно оставленные их предками. Перейдя  на левый берег р. Фортанги  в районе нынешнего с. Бамут, с целью пометить место перехода,  один из братьев нарвав траву, положил между стволами дерева. Дойдя до реки Сунжи, в районе нынешнего села  Обирг-юрт, они присмотрели удобное место для поселения. Обнаружив там множество следов лошадиных копыт, они решили пойти по следам и узнать, нет ли кого рядом, кому может принадлежать эта территория. Следы привели их ко двору кабардинского князя, который жил в районе нынешнего с. Яндаре.  Князь принял гостей, как и полагается по закону гор, а после спросил, кто они и с какой целью пришли.  Старший из братьев ответил, что они решили поселиться в этих местах и хотели бы узнать, где проходит граница владений князя. Князь показал границы его территорий, и они условились жить по соседству. Братья, которым приглянулась княжеская дочь, сказали князю: «Коли мы будем соседями, то мы должны друг друга защищать в случае опасности, а от тебя как с одной стороны, так и с другой живут наши соплеменники, и мы не сможем тебя защитить от них, если мы не будем связаны тесными родственными  узами, а потому мы предлагаем выдать за одного из нас свою дочь». Князь ответил: «Мы люди разных языков и потому отказываю». Братья, поблагодарив за гостеприимство, тронулись в путь. Глядя им вслед, жена князя сказала мужу, лучше ты бы породнился с ними, ибо в скором будущем мы будем вынуждены  покинуть эти места также как, и пришли когда-то сюда. Князь, немного подумав, послал гонца за ними, чтобы вернуть их обратно. К их приходу князь велел своей дочери поднести им напиток,  добавив, что  выдаст  замуж  за того, кто первым выпьет его. Эли принял поднесенный рог, отпив содержимое до дна, положил в него золотую монету и, поблагодарив, вернул его девушке. Породнившись с князем и забрав невесту с приданным, они возвращались  домой, когда подойдя к месту, где  они переходили Фортангу  и  в качестве метки  оставили между стволами дерева траву, они обнаружили, что на этой траве птица свила гнездо.  Братья приняли это как хороший знак свыше и решили, что там поселится Эли. Так появилось поселение Бамут. До сих пор в памяти сельчан осталось название местечка Довт – ирзу  рядом с Бамутом, названное в честь сына Эли. Далее, другой из братьев  Эстмар, основал поселение, которое было названо в честь его сына Обирг  (Обирг–юрт). Жамарз же основал поселение, которое позже стало называться в честь его внука Яндар (Яндаре). А  Ади, ставший легендарным среди вайнахов,  о котором  написано в ингушском фольклоре, поселился там, где ныне находится селение  Сурхахи, и назвал его в честь своего сына Сурхо. Так появились данные населенные пункты.

О легендарных личностях  Ади  и Эстмире мы обязательно расскажем в последующих рассказах.

генеология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И.Д.Мерджо

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Логотип
modikno
Реквизиты

Р./с № 40703810060350050215; 
в Ингушском ОСБ №8633 Северо-Кавказского банка СБ РФ г. Назрань, 
РИ, г. Назрань, ул.Московская, 27, 
ИНН 7707083893, 
Кор/сч. 30101810600000000660; БИК 040702660; КПП 060602001.
п/а организации: РИ, г. Карабулак, 
ул. Промысловая, б/н
Контакты

Адрес: г. Карабулак, ул. Промысловая, б/н
Тел.: +7 (918) 810 10 93
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.